Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия

Галина Мошкова: Каждый год прибавляет тысячу больных диабетом

Статистика говорит о том, что каждый двадцатый россиянин страдает эндокринными заболеваниями. Ситуацию с одним из этих заболеваний — сахарным диабетом — Всемирная организация здравоохранения характеризует как эпидемию неинфекционного заболевания. Как складывается ситуация в Саратове, какие существуют методики лечения и стоит ли отчаиваться, если врач ставит диагноз «сахарный диабет» — об этом мы говорим с главным внештатным специалистом по эндокринологии городского комитета здравоохранения Саратова Галиной Мошковой.

—   Галина Григорьевна, есть данные, что каждый двадцатый россиянин страдает эндокринными заболеваниями. В Саратовской области они занимают второе место после сердечнососудистых. Это характерно для всех российских регионов или особенность нашей области?

—    Эндокринные заболевания действительно заняли второе место (в первую очередь за счёт сахарного диабета), и эта ситуация характерна для всех российских регионов. Больше скажу: эндокринная патология ежегодно растёт во всём мире. Велик удельный вес сахарного диабета. Если говорить о Саратове, то в городе зарегистрировано 20 тысяч больных диабетом. В прошлом году было 19. То есть ежегодно только в Саратове число таких больных увеличивается как минимум на тысячу. Мы говорим о сахарном диабете второго типа, больные сахарным диабетом первого типа составляют один-два процента и заболевают в раннем детстве, когда их сразу переводят на инсулин.

—   С чем связан такой рост заболеваемости?

—    В основе сахарного диабета — генетические факторы (чаще всего в роду уже есть близкие родственники с таким диагнозом), но, чтобы заболевание проявилось, необходимы и другие причины. Наши пациенты — это в основном люди старше сорока лет, ведущие малоподвижный образ жизни, страдающие ожирением, перееданием. Другие факторы риска — гипертония, повышенный уровень холестерина. И если складываются вместе несколько факторов риска, то человек может заболеть сахарным диабетом в достаточно молодом возрасте, хотя раньше диабет считался болезнью пожилых людей. К сожалению, людей, следящих за своим здоровьем и занимающихся спортом, среди нас — единицы.

—   Лишний вес — основной симптом, который должен настораживать?

—    В 99 процентах случаев — да. Люди набирают большую массу тела, в результате развивается инсулинорезистентность, когда ткани, в частности жировые, становятся нечувствительны к действию инсулина. Инсулина вырабатывается всё больше, в свою очередь это ведёт к большему ожирению. Замкнутый круг.

—   Количество больных сахарным диабетом, по данным Всемирной организации здравоохранения, удваивается каждые пятнадцать лет…

—    Действительно, цифры, которые мы называем, — это зарегистрированные случаи заболевания. Но как минимум ещё одна треть людей (от этих цифр) ходит по улицам и не подозревает, что у них есть такое заболевание. Ноги побаливают, руки немеют, пить хочется чаще, но к врачам они не обращаются. Чаще всего сахарный диабет выявляют случайно. Люди приходят к врачу по другому поводу, а им назначают анализ крови на сахар.
Дело в том, что первые три-пять лет заболевание протекает бессимптомно. Разве что утомляемость нарастает, что человек связывает с весной, возрастом, большой нагрузкой на работе. И когда пациенты приходят к нам по прошествии трёх-пяти лет, у 80 процентов из них есть осложнения со стороны сосудов, периферической нервной системы. Поэтому мы рекомендуем не опираться на жалобы, а всем пациентам, имеющим повышенную массу тела, независимо от возраста, а также людям старше 45 лет сдавать кровь на сахар.

—   Сахарный диабет — неизлечимое заболевание. Пациенты, которым ставят этот диагноз, нередко воспринимают его как приговор. Это действительно так?

—    Не так. Я всегда говорю своим пациентам (и это доказано мировой практикой), что больные сахарным диабетом живут дольше, чес остальная масса людей. Почему? Потому что поликлиники выдают бесплатные сахароснижающие препараты каждый месяц. Значит, пациенты ежемесячно приходят на приём к врачу, находятся под постоянным наблюдением. Если возникают какие-то проблемы (повысилось давление, уровень холестерина), им обязательно помогут справиться и с сопутствующими заболеваниями.
Что касается непосредственно сахарного диабета, то человеку, соблюдающему рекомендации врача, не составит большого труда поддерживать сахар в крови в норме. А при нормальном уровне сахара наш пациент ничем не отличается от других людей.
Диабет страшен своими последствиями тем, кто не соблюдает рекомендаций и длительное время находится в состоянии декомпенсации.

—   Больные сахарным диабетом в России получают бесплатные препараты. Но мировой фармацевтический рынок развивается, появляются препараты нового поколения, которые в аптеках стоят дорого, а в поликлиниках не выдаются. Насколько те лекарства, которые выдают в поликлиниках, отстают от тех, что предлагают аптеки?

—    Не могу сказать, что препараты, которые пациентам выдают поликлиники, менее эффективны. Наша задача — снизить уровень сахара в крови до нормы. Какими препаратами это достигается, решает врач. Например, когда-то в поликлиниках не было метформина, который как раз влияет на инсулинорезистентность и разрывает замкнутый круг, о котором мы с вами говорили. Но уже несколько лет метформин получают все нуждающиеся. Действительно, медицинский рынок развивается, и препараты нового поколения регулярно поступают в поликлиники.

—   Правда ли, что Саратов выходит на передовые позиции по заболеваниям щитовидной железы?

—    Саратов входит в регионы лёгкого и среднего йодного дефицита, что, безусловно, влияет на уровень заболеваемости. А нехватка йода в организме и болезни щитовидной железы связаны напрямую. В условиях йодного дефицита щитовидная железа сначала увеличивается в размерах, а потом в ней начинают образовываться узлы. С возрастом возникает риск развития аденомы щитовидной железы, когда узел работает самостоятельно, не управляясь головным мозгом, что вызывает аритмию, перебои в работе сердца, похудание. Но могу сказать, что число больных увеличилось и в связи с тем, что болезни щитовидной железы стали больше выявлять за счёт современных методов исследования. Сейчас каждая поликлиника имеет мощные аппараты УЗИ с высоким разрешением, способствующие своевременной установке диагноза. Десять лет назад о таком и не мечтали. Поскольку йододефицит никуда не деть, с ним можно только бороться.

—   Следует ли компенсировать недостаток йода йодсодержащими препаратами?

—    Обязательно. В прошлом году я провела очень много круглых столов с гинекологами практически всех поликлиник города о методах предупреждения заболеваний щитовидной железы у женщин репродуктивного возраста.
Йодсодержащие препараты, в частности калий йодид в суточной дозировке 200 микрограммов, необходимо принимать практиче:ки всем, особенно девочкам, молодым женщинам, чтобы в будущем не возникало проблем со стороны щитовидной железы. Я вообще говорю, что надо начинать профилактику заболеваний щитовидной железы уже тогда, когда девочки находятся ещё у мамы в животиках. И потом в течение всей жизни. Калий йодид можно принимать всей семьёй, если нет никаких проблем со здоровьем. В этом случае лучше проконсультироваться с врачом. Калий йодид не нужен, если семья постоянно пользуется йодированной солью.

—   А если питается морской капустой, рыбой?

—    Морепродукты, действительно, содержат йод. Если бы мы жили на Курилах или в Японии, где жители потребляют до 1000 микрограммов йода в сутки (и где его, кстати, переизбыток), не было бы необходимости дополнительного приёма калия йодида. Но мы едим рыбу, которую заморозили и привезли к нам, в ней практически не содержится йода. На мой взгляд, самый лучший метод профилактики дефицита йода — это йодированная соль, принимаемая ежедневно с пищей.

—   Долгое время болезни щитовидной железы считались женскими, сейчас среди заболевших немало мужчин. Что за мутации происходят с нашими мужчинами?

—    Нет никаких мутаций. Просто женщины чаще ходили к врачам, в том числе состояли на учёте у гинекологов в женских консультациях. А мужчины не обращали внимания на своё здоровье. Сейчас стали всё-таки задумываться. И кстати, в случае узлов щитовидной железы среди женщин ситуация более благополучная. Зря их называют слабым полом, они гораздо сильнее мужчин. У женщин узлы реже бывают злокачественными. Большую часть узлов вообще не надо трогать, они требуют только наблюдения. Меньшую часть узлов, которые могут вызвать риск развития рака, имеют признаки перерождения, или это узлы большого размера, которые быстро растут, лучше оперировать. Причём появление любого узла у мужчин всегда настораживает в пользу злокачественности.

—   Онкологи уверяют, что за последние десять лет число заболевших раком щитовидной железы увеличилось более чем на 50 процентов. Почему?

—    Возможно, я с ними соглашусь. Несколько причин: с одной стороны, повторюсь, чаще стали смотреть и выявлять и больше оперировать. С другой стороны, большое значение имеет экология. В таких городах, где развита атомная энергетика, где происходят экологические катастрофы, выбросы отходов химических предприятий, число больных раком щитовидной железы выше. Плоды пожинают., он дал значительное увеличение рака щитовидной железы.

—   Рак щитовидной железы лечится?

—    Однозначно. Чаще всего встречаются высокодифференцированные раки щитовидной железы, которые очень хорошо поддаются лечению. Конечно, сначала это оперативное лечение, когда врачи рекомендуют полное удаление щитовидной железы, затем — заместительная терапия. Некоторым предлагаем радиойодотерапию.

—    Мы поговорили о самых распространённых заболеваниях эндокринной системы. Но есть масса других: несахарный диабет, заболевания надпочечников, нарушения роста, обмена веществ, полового развития, аденома гипофиза, остеопороз и другие. Это уже редкие заболевания, почему о них не говорят?

—    Плохо, что мало говорим, особенно об остеопорозе. Это серьёзная проблема. Чаще всего встречается постменопаузальный остеопороз у женщин, когда снижается уровень женских половых гормонов и в результате начинают разрушаться кости. А помочь на самом деле легко.
Необходимо провести денсито-метрию (измерение минеральной плотности костей). Процедура несложная, но дающая стопроцентный ответ, что у пациента — разрежение костей, остеопороз или уже переломы. И назначить лечение, которое направлено на уменьшение разрушения костной массы и на её восстановление. Очень много средств, которые могут помочь при остеопорозе.  А самое основное, предотвращающее разрушение костей, — занятие физкультурой, наращивание мышечной массы. Почему у мужчин меньше случаев остеопорозов? Потому что они чаще занимаются спортом. Ну и поскольку коснулись мужчин, скажу о мужском эндокринном заболевании — андрогенодефиците. Мы не называем это менопаузой, но у мужчин с возрастом снижается уровень тестостерона, и это тоже ведёт к развитию остеопороза. И в этом случае мы тоже можем легко помочь заместительной терапией, применение которой увеличивает мышечную массу, улучшает костную массу, а также общее самочувствие мужчины. Мужчина худеет, становится более активным, у него снижается уровень холестерина в крови, а также риск развития сахарного диабета. К сожалению, мужчины часто стесняются проблем, связанных с нарушением половой функции, и андрогенный дефицит выявляют, когда мужчина приходит на приём к врачу по другому поводу. Но я всегда говорю: если врач правильно задал вопрос (даже на такую щекотливую тему) пациенту, то это уже наполовину вылеченный пациент. Что касается других эндокринных заболеваний, то, с одной стороны, они, действительно, редкие, а с другой — достаточно тяжёлые, поэтому все, у кого они возникают, попадают к врачу. И мы успеваем помочь и этим пациентам. Могу сказать, что медицина достаточно хорошо развивается. И сегодня мы можем помочь качественно жить пациентам при любых эндокринных заболеваниях.

Газета «Недели в Саратове» №9(97) от 23.03.2010

Возврат к списку

Записаться онлайн