Клиника доктора Парамонова не нуждается в рекламе. Кажется, что она была всегда. Генеральный директор клиники, хирург-онколог, врач высшей категории, профессор Виктор Парамонов, чье имя широко известно международному медицинскому сообществу, невероятно прост и приятен в общении. Именно поэтому в его кабинете всегда много людей: друзей и знакомых, людей в белых халатах, пациентов. За время нашего разговора к мировому светиле медицины то и дело заглядывают – клиника без него не может ни минуты. Он нужен всем. У доктора Парамонова особая энергетика: ему, как врачу и человеку, веришь сразу и безоговорочно. Мистики здесь никакой нет. Объяснение простое: Парамонов честен, светел душой и мыслями, не привык лукавить и приспосабливаться, патологически искренний человек. Но главное – он профессионал «с большой буквы».
- Виктор Александрович, давайте начнем с традиционного вопроса «как все начиналось»?
- Можно смело сказать, что реальное частно-государственное партнерство в практическом его исполнении было начато мной в 1994 году, когда меня пригласили заведовать отделением опухоли головы и шеи. «На старте» моей частной практики было разбитое помещение, которое я восстанавливал практически на свои средства и своими силами. Были заменены порядка 40 окон, полтора-два десятка дверей, отремонтирована кухня, я сам бетонировал, а потом и красил полы. Так был создан Центр хирургии головы и шеи. Обидно, что сейчас это здание разрушено и брошено.
- Как родилась идея создания клиники? Что это – требование времени, новый карьерный скачок, закономерный этап вашей профессиональной жизни? Какие трудности Вам пришлось преодолеть в самом начале?
- Открыть частную клинику посоветовали мои пациенты. Больных было много. Они нуждались в помощи, и в Центре они ее получали, были спасены тысячи жизней. Но чиновники закрыли учреждение с парадоксальной формулировкой: «В связи с тем, что за последние годы значительно выросло число заболеваний злокачественными опухолями, приказываю закрыть Центр хирургии головы и шеи». И хотя люди пытались устраивать демонстрации, он был закрыт. Однако экономическая модель была удачной, и следующим этапом стало открытие клиники «ДокторЪ» на базе госпиталя (на 5 Дачной), где мы арендовали помещения. Начинали с двух палат, потом их число выросло до восьми. Клиника «ДокторЪ» просуществовала 5 лет. Заработав средства, мы решили направить их на развитие: так началось строительство здания «на Вишнёвке». Знаете, самый приятный комплимент в этом году мне сказали владельцы крупнейшей самарской сети клиник, к слову, экономисты по образованию. После общения со мной, они удивлено спросили: «Мы не поняли, ты доктор или экономист?» Без экономических основ, которая дала мне жизнь, трудно вести и развивать такое хозяйство, каким является сейчас клиника. Открывая то или иное направление, я четко понимаю, является ли оно экономически эффективным и полезным людям.
- На Ваш взгляд, кем должен быть руководитель клиники, прежде всего, Врачом или Директором? Что эффективнее для учреждения частной медицины?
- Лично я убежден, что успешно развивается тот бизнес, который ты сам хорошо знаешь. Я хорошо знаю медицину, хирургию, прошел путь от санитара до руководителя крупной клиники. И уверен, что весь медицинский бизнес надо делать для человека и под человека. Во втором случае я говорю о профессионалах. Я специальное оборудование покупаю под конкретных врачей: например, под Глебова или Евсеева. Центр репродукции человека открывал тоже под конкретных специалистов. Делаю это для того, чтобы люди себя реализовывали. Потому, что кадры – это главное. Моя роль генерального директора совместить экономическую составляющую с медициной. Такой симбиоз – врача и топ-менеджера – очень важен. И еще руководитель любой клиники должен быть гуманным человеком. В медицине без этого нельзя. Как я могу отказать бабушке, которая мне верит и ждет помощи? И тут уже экономика уходит на второй план. Да, мы немало делаем операций, которые для нас являются убыточными. Но я не боюсь брать тяжелых больных. Мой долг как врача – помочь им. Ведь многие приходят к нам, когда теряют всякую надежду, когда им отказывают в лечении в других учреждениях. Идут к нам потому, что уверены в профессионализме наших врачей. Ведь в хирургии даже маленькие ошибки приводят к большим неприятностям и могут серьезно подорвать финансовую систему учреждения. Каждый из врачей должен руководствоваться принципом – не навреди. Поэтому дилетантам в нашей клинике не место.
- Многие из ваших специалистов имеют ученую степень, являются настоящими «звездами» саратовской медицины. Трудно ли работать с ними?
- Действительно, я набираю только лучших специалистов. У меня работают около 20-ти «звезд» – первых лиц саратовской медицины. И, должен сказать, что работать легче всего как раз со «звездами». У меня к ним замечаний нет, потому что они специалисты высокого уровня. Я их уважаю за их профессионализм, и говорим мы на одном языке – как профессионал с профессионалом. Нам легко. Не люблю людей, слова которых расходятся с делом и не подтверждены профессионализмом. «Очарование» от таких быстро проходит, и с ними я расстаюсь. Еще раз повторюсь: дилетантам у нас не место.
- Трудно было собрать команду профессионалов?
- Очень. При создании любого медицинского учреждения самое главное собрать коллектив единомышленников, специалистов высокого уровня. Тех, кто сосредоточен на внимательном и чутком отношении к пациенту, а не на механическом зарабатывании денег. Мне удалось привлечь лучших потому, что я был первым в частной медицине Саратова. А еще потому, что я уважаю этих людей и создаю им условия. Даже те, кто уходят, как правило, возвращаются. Их привлекает возможность реализовать себя не только в финансовом плане (хотя это необходимое условие), но и в моральном, и профессиональном плане. Оборудование у нас суперсовременное. Люди получают удовольствие от работы. Когда начиналась моя частная практика, коллектив насчитывал сорок человек, сейчас более трехсот человек. А с открытием новой структуры - центральной поликлиники – штат увеличится до пятисот единиц.
- То есть Вы выполняете еще и социальную функцию - даете новые рабочие места?
- Конечно. И достойную оплату труда сотрудникам клиники, и налоговые поступления в бюджет.
- К слову, о Центральной поликлинике. Как появилась идея создать это новое структурное подразделение? И какие надежды Вы на нее возлагаете.
- В скором времени в центре Саратова, на пересечении улиц Чапаева и Кутякова, начнет работу Центральная поликлиника клиники доктора Парамонова. Как и много лет назад, идею ее открытия подсказали сами пациенты. Корпус на Вишневой удален от большей части населения города Саратова. Не раз мы слышали пожелания: «Будь вы в центральной части города, мы ходили бы лечиться к вам, потому что знаем вашу клинику и доверяем». Поэтому естественным моим желанием было привлечь для лечения и обследования людей, которые живут и работают в центральной части Саратова, других микрорайонах, Энгельсе. Мы расширяем свое присутствие, чтобы людям было удобно. Мы просто не имели права обмануть ожидания наших клиентов. Ведь репутация, имидж – это главное. Многие сотрудники, которые работают здесь, будут работать и в Центральной поликлинике.
- То есть ваш фирменный стиль – по тщательному отбору профессионалов, качеству оказания услуг – он распространится и на новое структурное подразделение?
- Конечно. К этому обязывает и жесткая конкуренция (кстати, в Саратове она высока, как ни в каком другом городе) и в большей степени то, что клиника носит мое имя. Не хочу краснеть перед людьми.
- В чем секрет долголетия, популярности и успеха клиники? Есть ли еще примеры частных медучреждений в нашей области, где хирургия занимает такой внушительный объем?
- Я могу привести следующие цифры: каждая шестая операция в Саратове проводится на базе нашей клиники. Такого количества операций нет ни у одной частной клиники. Каждый день мы проводим 20-25 операций. Оперироваться к нам едут со всего света (кстати, во время интервью к Парамонову зашла пациентка из Италии). Порядка 15% всех пациентов – это жители других регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Как вас находят ваши пациенты? И кто они: исключительно люди с достатком? Жители Саратова?
- Более 80% людей приходят к нам по рекомендации своих друзей, знакомых, близких. Те, кто лечился у нас, отзываются о клинике очень высоко. То есть «сарафанное радио» - это, может быть, самый действенный способ получения информации. Если сельский житель успешно пролечился в нашей клинике, то и его односельчане приедут к нам. Около 40% как раз пациенты из районов. То, что в частной клинике могут лечиться люди с достатком, - миф. Во всяком случае, мы живем по реалиям жизни. И рассчитываем как раз на эконом-класс, хотя уровень оказания услуг у нас премиум-класса. И я гарантирую внимательное отношение. Мы дорожим мнением наших пациентов.
- А впоследствии Вы поддерживаете связь с ними?
- Конечно. Со многими из них завязываются дружеские и приятельские отношения. Впрочем, у меня со всеми моими подопечными нормальные человеческие взаимоотношения.
- Как Вы считаете, должно ли государство помогать развитию частной медицины?
- Во всяком случае, точки взаимодействия должны быть. Есть модели такого сотрудничества за рубежом. Не только Америка, где вся медицина - частная, и государство делает заказ клиникам на лечение своих граждан. Сегодня по такому пути пытается идти и наш сосед - Казахстан. Частная клиника, получая государственный заказ, а, следовательно, бюджетные средства, добросовестно и качественно их отрабатывает и развивается. Я уверен, это хороший механизм взаимодействия. Ведь самая некоррупмированная организация – это как раз частная клиника. Это гарантия того, что деньги не будут разворованы.
- Вы – титулованный доктор. Какие из наград вам особенно дороги? (В профессиональной «копилке» доктора Парамонова: памятная медаль им. Роберта Коха, Диплом в номинации «Лучший врач» каталога «100 лучших медицинских учреждений Российской Федерации», медаль им. К.А.Т.Бильрота, орден «Звезда экономики России» III степени, «Орден Чести». В 2010 году профессору Парамонову Европейской академией Естественных наук присуждено звание «Врач года Европы» по специальности «хирургия и онкология»).
- Самая дорогая награда – это когда люди довольны моей работой и искренне говорят: «Спасибо, доктор. Мы за вас молимся». Их любовь оберегает меня. Я уверен: когда делаешь добро в большом количестве, а я стремлюсь это делать постоянно, оно через людей потом возвращается и является тем зонтиком, мощным заслоном, которое защищает меня. За свою практику я пролечил порядка 20 тысяч пациентов. Так что у меня – мощный оберег. Взять случай с моим ранением: многие звонили, беспокоились, желали скорейшего выздоровления. Спасибо им. Я также искренне благодарен моим коллегам, которые оказали профессиональную помощь: главврачу областной станции переливания крови Аверьянову, главному врачу городской клинической больницы №1 Салову, докторам из 1-й больницы Бурову и Елисееву.
