Оперативное лечение грыжи белой линии живота

На долю грыжи белой линии живота приходится от 3 до 12% всех случаев грыж передней брюшной стенки, встречающихся в оперативной гастроэнтерологии. Заболевание чаще возникает у мужчин в возрасте 20-50 лет.

Белая линия живота (linea alba) образована плотно прилегающими друг к другу пучками фиброзных волокон апоневрозов прямых брюшных мышц. Она проходит в виде плоской утолщенной сухожильной полоски по средней линии живота от мечевидного отростка грудины через пупок до лонного сочленения. Ширина белой линии живота в норме равняется 1-2,5 см, ниже пупка она сужается до 0,2-0,3 см.

Грыжа проявляется болезненным выпячиванием в любом месте по средней линии живота. Грыжа белой линии живота (предбрюшинная липома) – состояние, при котором в сухожильных волокнах между мышцами образуются щели, через которые выходит сначала жир, а затем и органы брюшной полости.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

Основные симптомы заболевания:

• Диастаз (расхождение мышц) по средней линии.

• Болевые ощущения в области живота, появляющиеся при резких движениях, физической активности и натуживании.

• Выпячивание, расположенное в области средней линии живота. Может быть болезненным.

Если у Вас появились подобные симптомы, советуем Вам незамедлительно обратиться к специалисту. Изредка болезнь обнаруживается совершенно случайно, а до этого не проявляет себя ничем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Классифицируются грыжи в зависимости от области локализации:

• Эпигастральная или надпупочная грыжа, расположенная выше пупка. Это самый распространенный вид.

• Околопупочная – располагающаяся около пупочного кольца.

Стадии развития заболевания:

• Предбрюшинная липома. Выпячивается только жировая клетчатка.

• Начальная грыжа. Формируется грыжевой мешок.

• Сформированная (истинная) грыжа белой линии. В грыжевой мешок попадают органы брюшной полости.

Когда формирование грыжи завершено, на белой линии наблюдается болезненное плотное выпяченное образование, округлые или вытянутые грыжевые ворота (через них выпячиваются внутренние органы), диаметр которых может достигать многих сантиметров. Часто формируется не единичная грыжа белой линии, а несколько выпячиваний расположенных вдоль белой линии живота одно под другим.

Стоит отметить, что наличие грыжи белой линии живота может быть проявлением заболевания органов брюшной полости. Поэтому перед операцией обязательно следует обследовать органы брюшной полости.

ОСЛОЖНЕНИЯ БОЛЕЗНИ

Одним из наиболее распространенных осложнений при отсутствии лечения грыжи белой линии живота — её ущемление. Ущемление грыжи — это внезапное сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах.

Неотложная помощь требуется при ущемлении пупочной грыжи и появлении следующих симптомов:

• быстро нарастающая боль в животе;

• кровь в кале, отсутствие дефекации и отхождения газов;

• тошнота, рвота;

• грыжа не вправляется при легком нажатии в положении лежа на спине.

К предрасполагающим факторам болезни относят:

• наследственную слабость соединительной ткани;

• ожирение;

• послеоперационные рубцы;

• беременность;

• физическое перенапряжение;

• асцит;

• запоры;

• длительный кашель.

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Операция – единственный метод, который позволяет вылечить грыжу. Под общим наркозом небольшими инструментами через несколько разрезов или через большой разрез удаляется грыжевой мешок. Находящиеся в нем органы осматриваются на предмет их возможного ущемления. Неповрежденные вправляются в брюшную полость, а участки с патологическими изменениями удаляются. Далее грыжевые ворота ушивают. Если же во время операции укрепление дефекта проводилось с помощью собственных тканей пациента, то грыжа белой линии живота развивается повторно в 20–40% случаев. Затем всё это укрепляется полипропиленовой сеткой – это позволяет избежать повторного появления выпячивания. Существует несколько способов установки сетчатого протеза: onlay, inlay и sublay. Предпочтительна установка сетки третьим способом — между апоневрозом и брюшиной, чтобы избежать образование сером и гнойников.

Есть ещё лапароскопический способ лечения грыжи белой линии живота — через проколы, без разреза. Но при этом способе операция делается под наркозом с установкой специальной сетки с композитным покрытием с одной стороны, что бы не образовывалось спаек с кишками. Себестоимость этой операции при таком способе увеличивается в разы.

Если вмешательство проводится при ущемлении грыжи, суть операции такая же: удалить излишек брюшины, ушить дефект апоневроза.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Во время реабилитации пациентам:

• Назначаются медицинские препараты, снимающие болевой синдром;

• Категорически запрещается курение, употребление алкоголя и т. д.;

• Рекомендуются небольшие физические нагрузки.

Каждый день выполняется перевязка, целью которой является обработка раны антисептиками.

Обязательно необходимо придерживаться диетического питания, назначенного лечащим врачом. Таким образом, можно будет быстрей восстановить полноценную работу кишечника и исключить проблемы с дефекацией.

Для более быстрого восстановления мышечного тонуса поможет ношение специального белья, которое не позволит произойти рецидиву.

Профилактика грыжи белой линии живота:

• нормализация веса;

• тренировка мышц живота;

• ношение бандажа во время беременности;

• правильная техника поднятия тяжестей;

• правильное питание;

• отказ от подъема слишком тяжелых предметов.

Вы можете обратиться к специалистам Клиники доктора Парамонова. Мы всегда готовы и будем рады Вам помочь. Для получения дополнительной информации и записи на консультацию к хирургу звоните по телефону +7 (8452) 66-03-03.

Грыжесечение при грыже белой линии живота (легкая форма)
Грыжесечение при грыже белой линии живота (легкая форма) с использованием сетчатых имплантов
Полная стоимость операции рассчитывается исходя из предоперационного обследования, наркозного обеспечения, объема оперативного вмешательства и количества дней пребывания в клинике. Рассчитать полную стоимость и записаться на операцию вы можете по номеру телефона : +7 (903) 328-17-50 (Людмила Николаевна)